МосКВА экспо в Зоопарке.

Почему наш проект называется "МосКВА экспо"? Прислушайтесь внимательно: МосКВА, наверное, единственный "квакающий" город, и, само собой разумеется, что здесь лягушки должны чувствовать себя как дома и квакать сколько душе угодно!

Почему именно лягушка? Каждый, (хотя бы раз в жизни!) видел лягушек или жаб, но далеко не все задавались вопросом: так ли важны эти маленькие существа? Допустимо ли рассматривать лягушку лишь как подопытный организм или продукт для гурманов?

"МосКВА экспо" – в будущем международный художественный проект, более чем удачный старт обеспечивший себе первой выставкой лягушек "МосКВА экспо 2005. весенняя коллекция", которая состоялась 2-16 марта 2005г. в Государственном выставочном зале "Галерея на Песчаной". Наряду с художественными произведениями были представлены уникальные частные коллекции лягушек, насчитывающие 1000 и более экспонатов. Выставка "МосКВА экспо 2006", проходившая на территории Московского Зоопарка, ещё раз доказала, что интерес и симпатия к лягушкам только возрастают.

Выставкой "МосКВА экспо 2007", которая состоится в мае и снова в Зоопарке, мы ещё раз попытаемся разобраться в хитросплетениях взаимоотношений лягушки с окружающим миром.

Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд.На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты, неотъемлемая часть экосистемы.В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни; некая аналогия с процессом творчества, созданием нового. Некоторые параллели просматриваются между анабиозом и творческим кризисом, оба процесса завершаются своеобразным обновлением, возрождением к новой жизни.

Эти магические преобразования, изменчивость форм, равно как и своеобразная пластика, широкий диапазон "фактур" и окрасок необычайно привлекательны для художника. Первая выставка проекта с успехом доказала, что лягушка – действительно интересный и желанный объект генерации идей для современных российских мастеров изобразительного искусства, творчество которых охватывает множество различных стилей и направлений. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.

Пытаясь приоткрыть дверцу в этот загадочный мир, проект "МосКВА экспо" рассчитывает на привлечение внимания к судьбе лягушек, призывает к бережному отношению к этим созданиям.Цель проекта - помочь людям по настоящему полюбить этих замечательных существ. Увидеть в них не просто – "бесхвостых земноводных", а знакомых с детства героев сказок, мифов и легенд. Мудрых красавиц с грустными глазами, прекрасных заколдованных принцев. Художественно переосмысленный образ лягушки удивляет и завораживает, дуализм восприятия провоцирует создание просто нереальных персонажей. Каждый автор видит иначе, для каждого это что-то своё, поэтому и лягушки такие разные: красавицы и почти что чудовища; анатомически натуралистичные персонажи и абстрактные воплощения; философские и забавные образы.

В истории изобразительного искусства неоднократно встречались примеры использования пластического и символического образа лягушки, например, жабы-монстры с полотен Босха и Брейгеля; характерный для Ренессанса сервиз с зеленой лягушкой из Эрмитажа. И в наши дни лягушка вдохновляет художников: достаточно перелистать хотя бы несколько страниц "глобальной лягушачьей биографии", и тогда - мысли, идеи, фантазии сами воплотятся в реальность.

Известно, что лягушка на протяжении многих веков являлась персонажем фольклора в самых разных странах: от Скандинавии до Африки, от Дальнего Востока до Южной Америки, обожествлялась и использовалась в качестве тотема у многих народов. Многие племена связывали лягушек и жаб с плодородием, возрождением. Что обусловлено годовым циклом активности этих животных: их «исчезновением» на зиму (или, в южных странах, на сухой сезон) и «появлением» во время «возрождения» природы (весной или с началом влажного сезона). Связь лягушек с водной стихией и с подземным миром прослеживается и в мифах многих народов почти во всех частях света. Полагали, что она держит на спине мир, приурочена к корням «мирового древа», играет важную роль в возникновении мира.

В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные, так и отрицательные (связь с мором, болезнью, смертью), определяются, прежде всего, её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Лягушка приурочена соответственно у корня и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам. В одних случаях Лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов.

Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям, трансформации в другие образы. Лягушка выступает и как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость. Стоит привести несколько любопытных фрагментов "жизнеописания" лягушки, ведущегося, практически, от сотворения мира.

В японских мифах Лягушки открывают людям клады, но не всем, а только тем, кто сначала спасет их от верной гибели. Как следствие этого: все, мечтающие о богатстве, должны знать, что судьба будет благосклонна к ним только тогда, если они бескорыстно помогают другим.

В Китае считается, что на Луне живет трехногая жаба, в качестве духа-покровителя она вместе с зайцем готовит чудодейственные эликсиры и таблетки, которые лечат людей и продлевают им жизнь; считается, что ее выловили из «источника истины». Лягушка, значимый символ китайской культуры, нередко располагалась в центре бронзовых зеркал, символизируя богиню-мироустроительницу Нюй-ва. Также в Китае Лягушек связывают с луной, их называют «небесными цыплятами» так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба.

Мотив небесного происхождения Лягушек позволяет рассматривать их как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир. Сравните русскую примету «до (первой) грозы Лягушка не квакает» и повсеместные представление о кваканье Лягушек к дождю, об их появлении вместе с дождём. В индийском гимне лягушкам («Ригведа» VII 103) также говорится, что Лягушки появляются в сезон муссонных ливней и подают голос, пробуждённый к жизни, богом грозы Парджаньей; при этом Лягушки обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу». Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушки, известного и в современной Индии. В этом случае получает объяснение и сравнение Лягушки с брахманами, участвующим в ритуале. Поэтическую обработку таких представлений можно найти также в поэме «Рамаяна». Кроме этого лягушка считается певцом Матери-Земли, ее пение предвещает возобновление жизни, а в некоторых мифах она является опорой Вселенной. Мотив Лягушек как превращённых людей, известен в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем. В филиппинском этиологическом мифе в Лягушку превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку. К тому же кругу представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман, образы Царевны-Лягушки русских сказках, лягушачьего принца в германском фольклоре.

Мексиканские индейцы считали этих животных прародителями человеческого рода. У них же сохранился любопытный миф о божественных близнецах, одним из которых является Ксолотль, его прообразом был аксолотль, хорошо известный многим любителям аквариума. У индейцев Центральной Америки чудовищное женское существо - Сипактли, с жабьей головой, имеет на каждом суставе морду ящерицы или лягушки.

В мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост. Но во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал, так что все Лягушки рождаются с хвостом, но вскоре теряют его.

В Древнем Египте с головой Лягушки изображались некоторые боги, например, Хекет - богиня плодородия связанная с загробным миром, иногда даже Амон.

В Бирме с образом Лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает луну - поэтому Лягушка считается причиной затмения.

Интересно, что подобные мифы известны не только в южных странах, где земноводных много, но даже у сибирских народов России (хантов, манси, алтайцев и других), живущих в высоких широтах, где амфибии немногочисленны. Так, селькупы не убивали лягушек, поскольку верили, что лягушки спасли их народ от злого духа, который хотел всех утопить.

У алтайцев Лягушка обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь (сравните солнце в воде, символизируемое образом Лягушки; т. п.). Иногда с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир.

Баха — лягушка в мифах эвенков, доставшая и закрепившая землю. По одним мифам, Баха следит за землей по поручению творца земли Сэвэки, по другим — по просьбе земли, которая была уже сырой и мерзла в воде. Когда Баха вынесла землю на поверхность воды, злой брат творца — Харги выстрелил в нее, Баха перевернулась и с тех пор поддерживает лапами землю среди водного пространства. Баха входит в число шаманских духов, охраняющих спокойствие на средней земле. Изображение лягушки как символа земли шаманы подвешивают к своему костюму.

Скрытный образ жизни земноводных, вероятно, был одной из причин того, что в фольклоре они часто связываются не только с водным, но и с подземным миром. На этом основано отрицательное отношение к ним в мифах ряда народов. Так, ительмены (коренные жители Камчатки) считали сибирского углозуба посланником-шпионом подземного духа Гаеча. По их мнению, этот шпион следил за человеком, чтобы вернуться к своему сверхъестественному хозяину и предложить ему этого человека в качестве избранника.

Ещё о символизме: лягушка в мифологии, как правило, обозначает мужской элемент, в то время как жаба — женский. В некоторых европейских сказках главным героем является именно принц-лягушка; также она является мужским символом и в африканских и малайских сказках. Жаба же, практически во всех цивилизациях, ассоциируется именно с женским началом.

В европейской культуре жаба всегда ассоциируется с матерью-землей, особое внимание уделяется ее способности помогать при родах. Наверное, поэтому жабу считали и до сих пор продолжают считать символом матки, материнской утробы.

Интересен существующий в католических странах обычай: подвешивать восковой слепок чудесно исцелённой (благодаря какому-либо святому) части тела в церкви, в знак исполнения обета. Например, в Баварии во многих церквах и часовнях статуя Девы Марии окружена жабами, сделанными из воска. Объясняется это таким образом: если у женщин возникали какие-то проблемы с деторождением или какое-то заболевание матки, они вместо изображения uterus (матки), подвешивали в церкви восковую жабу. Эта аналогия еще раз указывает на то, что жаба является олицетворением женского начала; одной из ипостасей греческой богини Артемиды, олицетворения образа матери, помогающей женщине в вынашивании ребенка и родах.

Встречается и более утилитарное отношение к земноводным. К примеру, на территории Прикарпатья бытовало представление о том, что обилие лягушек указывает «здоровое место». Это могло отражать первые попытки использования земноводных для биоиндикации и мониторинга окружающей среды. В Молдавии люди до сих пор верят, что лягушек нельзя убивать, так как они созданы Богом для очищения отравленной воды. А украинские крестьяне помещали квакшу в крынку с молоком, чтобы оно не скисло.

Лягушки фигурируют и в художественной литературе: в поэме В.А.Жуковского "Война мышей и лягушек", сказке Г.Х.Андерсена "Жаба"; в басне Эзопа прослеживается связь Лягушки с богом неба (лягушки, выпрашивают у громовержца царя для себя). Нередко в фольклоре разных народов Лягушка являлась объектом насмешки или иллюзии, комичным, а иногда и сатирическим персонажем. Видимо, посылом к этому послужил мотив неартикулированности звуков, издаваемых Лягушкой, в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт».

Множество сатирических пословиц и поговорок связано с лягушками: "В своем болоте и лягушка поет", "Лягушек бояться - в реке не купаться", "Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить", "Повели верблюдов ковать, а лягушки вытянули лапки", "Пока вода прибудет в ручей, у лягушки глаза на лоб полезут", "Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!", "Даже в пруду с лотосами водятся лягушки", "Лягушечка курлычет, свой животик веселит".

Особое внимание уделяется и тому, что жаба в природе ядовита.Распространены суеверия насчет «самозарождения» лягушек и тритонов в человеческом теле с вредными последствиями (проглоченная Лягушка как причина беременности, Лягушка как источник болезни, прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека или, наоборот, выделения жаб можно использовать от бородавок). Такое смешение понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии привело к тому, что жабы и лягушки повсеместно использовались в колдовстве, считались ведьмовским созданиями: без них не обходилось приготовление амулетов и любовных напитков.

Учитывая вышесказанное, роль лягушки в истории человечества оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное - вполне достойной уважения и симпатии. В этом контексте продолжение проекта "МосКВА экспо" символично и своевременно.Во многих странах, таких как Австрия, Швейцария, Польша, США, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. В России до последнего времени эта тема оставалась затронутой лишь частично. К счастью, уже сейчас, вместо брезгливости или безразличия со стороны людей пробуждается симпатия к земноводным. В большинстве случаев пока в качестве коллекционирования, которое, надо надеяться, в будущем перерастёт в реальную поддержку и поможет сохранить лягушек от вымирания.Этому способствует и программа Правительства Москвы по очистке пойм малых речек, протекающих на территории города (Сетунь, Лихоборка, естественно – Жабенка!), восстановлению экологической среды, благоприятной для обитания исконных жителей этих мест. Уже сейчас можно наблюдать постепенное возрождение, а в будущем, при соответствующей поддержке со стороны населения, могут появиться настоящие оазисы живой природы. Символически зеленый цвет лягушки — цвет созидания и самой жизни!

Алиса Кремова ©
в статье использованы материалы с сайта "Froggygy.ru"

© МосКВА экспо © Graphic work by ZZ ©

Hosted by uCoz